Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
Какие бы дефиниции музея мы не рассматривали, в любой из них основой его деятельности выступают отношения со временем и понятиями, сопровождающими эту взаимосвязь: «социальная память», «прошлое», «настоящее», «хранение памятников культурного наследия» и т.д.
Музей с момента своего возникновения и по сей день существует, как форма культурной памяти Европы и был неразрывно связан с европейским пониманием времени и исторического развития, поэтому на темпоральных представлениях в европейской культуре, повлиявших на деятельность музея, мы остановимся подробнее. Эти представления о времени и векторах его направленности, существовавшие в европейской культуре, не были константой, а модель музея и формы его существования имплицитно соответствовали этим представлениям и трансформировались вместе с ними.
В Античности доминировало циклическое восприятие времени. Оно представлялось как круговое, повторяющееся. И Древний Восток, и Античность вообще не знали идеи истории в нашем понимании, здесь господствовало представление о неизменности культурных форм. [8, c.45]
Музеи Античности и начала Средних веков отражают это восприятие времени и представляют собой протомузейные собрания: пинакотеки, глипотеки, дактилиотеки, «кабинеты редкостей», художественные галереи и т.д. Они носили достаточно бессистемный характер, в них не закладывались никакие нарративные мотивы. [8, c.46]
Основными целями этих коллекций были сакральные функции, или функции развлечения и демонстрации богатства и силы владельцев, это были признаки высокого статуса владельца, а самое главное — они воспроизводили статическую картину, никак не связанную с движением временных потоков. Само рождение музея и его становление как социокультурного феномена произошло в эпоху Возрождения в момент, когда в европейской культуре изменилось понимание времени и возникло понимание исторического времени. [8, c.47]
Время — сложное понятие, которое затрагивает и объективные, и субъективные стороны человеческой жизни. Формирование идеи исторического времени, как мы понимаем его сейчас, шло в течение нескольких веков, некоторые сдвиги в отношении к прошлому в средневековом обществе появляются уже в XII–XIII вв., но большинство специалистов считает, что чувство прошлого возникает по существу лишь в период Ренессанса, а принцип историзма окончательно восторжествовал только в XIX в. [8, c.47]
Исторически первым типом музея были художественные музеи, поэтому они отражали выработанную к этому времени модель культурного развития, в основе которой лежит идея, что культура развивается только на основе обращения к великим образцам прошлого. Причем, это не простое копирование, как это было принято на Востоке, а творческое переосмысление и развитие новых форм и образов. Теперь художественное образование складывается из двух факторов: из навыков, приобретаемых в мастерской учителя, и из восприятия образцов культуры. Места, где были собраны такие образцы культуры прошлого, и становятся первыми музеями — по типу это художественные музеи. [25, c.275]
В широком смысле понятие «музей» охватывает разные типы музея, которые представляют культуру в целом. Так вот музей в широком смысле решает ту же задачу: накапливать социальный опыт и поддерживать образцы. Сюда же можно отнести и морализацию.
Объектом исследования являются протомузейные собрания в античной и средневековой культуре
Предметом исследования музейные собрании в античной и средневековой культуре.
Цель данной работы – дать исторический анализ протомузейным собраниям в античной и средневековой культуре
Задачи работы:
Проанализировать историческое значение протомузейных собраний в античной и средневековой культуре
Рассмотреть протомузейные собрания в античной культуре
Рассмотреть протомузейные собрания в средневековой культуре
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ протомузейных собраний в античной и средневековой культуре на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования протомузейных собраний в античной и средневековой культуре
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ананьев В. Г. История зарубежной музеологии: Идеи, люди, институты. М.: Памятники исторической мысли, 2018. — 392 с
2.Большой энциклопедический словарь. — Москва, 2005. — М. 701
3.Богораз В. Г. Л. Я. Штернберг как человек и ученый // Этнография. 1927. № 2 (кн. IV). С. 269– 282.
4.Ван Менш П. К методологии музеологии. М.: «Перспектива», 2018.- 448 с
5.Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009. – 496c.
6.Головнёв А. В. Этнография в российской академической традиции // Этнография. № 1. 2018. С. 6–39.
7. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 4. — С. 45–60.
8.Конт Ф. От этнографических музеев к музеям общества. Размышления по поводу французского опыта // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 41–47.
9.Кодекс музейной этики ИКОМ. Ст. 3.— Москва, 2010. – 17c.
10.Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: ВШ, 1988. С. 16; Грицкевич В.П. История музейного дела до ХVIII века: В 2 ч. СПб., 2001. Ч. 1. С. 65–67
11.Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с точки зрения критической музеологии // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 3–11.
12.Портал открытых данных Министерства культуры РФ opendata. Mkrf. Ru/ item/ statisties (дата обращения: 20.05.2022).
13.Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. М.: Новый Акрополь, 2012. – 336c.
14.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. М.: Наука, 1994. -704c.
15.Пшеничная С.В. Концептуальная модель в современной отечественной музеелогии / С. Пшеничная. — URL:http://www.isaac.spb.ru//digest//nnm 9/ pshen (дата обращения: 02.02.2021).
16.Российская педагогическая энциклопедия niv.ru /doc/dictionary/ pedagogical – encyklopedia/articls/169/muzei.htm (дата обращения: 20.05.2022).
17.Рост культуры в цифрах и фактах РИА Новости ria ru // 20200125/1563824771. Htmb (дата обращения: 20.05.2022).
18.Сотникова С.И. Музеология: Пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2004. С. 154.
19.Словарь музейных терминов: сб. научных трудов / ГМСИР. — Москва, 2010. — С. 107.
20.Статистика культуры 2016. Ежегодное справочной издание о состоянии культуры Российской Федерации в цифрах. — Москва, 2017. — С. 42–44.
21.Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела // Триумф музея? СПб.: Осипов, 2005. С. 106–108.
22.ФЗ № 54-ФЗ от 26.05.1996 (ред. от 27.12.2018) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Ст. 3.
23.Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. М., СПб.: Университетская книга, 2001. -720c.
24.Шнирельман В. А. Музей и конструирование социальной памяти: культурологический подход // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 8–26
25.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово – РС, 2003. С. 275–283